Умеем ли мы общаться с нашими детьми?
Казалось бы, что за странный вопрос? Ребенка нужно воспитывать, вести к определенной цели, разве не так? Вроде бы так. Но вот что пишет известный педагог, психолог и философ Александр Лобок:
«Взрослые не любят общаться с детьми. Они предпочитают детей воспитывать. Общаться с ребенком – это значит относиться к ребенку как к человеку, который тебе интересен. Но чем может быть интересен ребенок, коли он «от горшка два вершка»? Умиляться – да, подшучивать – да, учить уму-разуму – конечно. Но общаться? Это как?»
И действительно, как? Неужели так же, как мы общаемся с нашими взрослыми сверстниками?
Александр Лобок замечает, что с детьми мы, все-таки, общаемся иначе, чем со взрослыми.
«Взрослые полагают, что если они играют и разговаривают с ребенком «в
воспитательных целях», это и есть то, что ему нужно. Ведь написано в книжках: нужно играть и разговаривать. И они делают это – но не потому, что им самим это интересно, а исключительно потому, что это «полезно для развития ребенка». Не видя и не чувствуя ребенка, они героически исполняют некий «родительский долг.»
Добавлю от себя – и «учительский долг».
Между тем, выдающиеся психологи ХХ века Жан Пиаже и Лев Выготский очень точно и глубоко проанализировали и описали особенности речи и мышления ребенка, показали, как взрослые просто приспосабливают детей к своему «взрослому миру», совершенно не задумываясь о том, что дети могут понимать и выражать свое понимание иначе.
Широко известная и давно ставшая своеобразной хрестоматией детской речи книга Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» поражает неожиданным, парадоксальным и удивительно свежим восприятием мира нашими маленькими детьми. Однако не только малыши радуют и удивляют нас своими неожиданными ассоциациями и поворотами мысли, но и школьники-подростки.
Вот, например, недавно услышал от коллег из начальной школы нашей гимназии такие две истории.
Урок в первом классе. Учитель предлагает детям задание. Составить предложение из слов: с, дети, горки, спустились, крутой. И, как вы догадываетесь, ожидает услышать от них ту же фразу, которая уже записана в учительском конспекте. Первоклассники же выдают: «Крутые дети спустились с горки».
Еще один урок в первом классе. Идет разговор о сказках Пушкина, о мире Лукоморья. Дети утверждают, что в этот мир могут попасть только дети и волшебные герои. Учитель (удивленно и несколько обиженно): «А как же я?». Дети (как бы смягчаясь, раздумчиво): «Ну-у-у… Если Вы Пушкина уважаете…».
А вот какой диалог произошел у меня на уроке истории мировой культуры в седьмом классе. Мы говорили о Сократе и разбирали диалог Платона «Евфидем». Потом я спросил у ребят: «А кто из вас хотел бы побеседовать с Сократом?». Класс разделился примерно на две равные части.
Спрашиваю у девочки, никоим образом не желающей встречи с Сократом:
– Почему?
– Не люблю умных людей!
– А каких же ты любишь?
– Нормальных!
Потом посмотрела на меня чуть извиняющимся взглядом: «Ну, Вы нормальный, вообще-то…».
Честно говоря, я был озадачен. Что значит быть «умным» и «нормальным»? И хорошо ли это, что меня моя ученица отнесла к «нормальным»? Значения этих слов понятны всем. А вот смыслы этих понятных всем слов у нас и у наших детей часто бывают совершенно разными. Задумываемся ли мы над этим? И как нам, взрослым, быть, когда возникают такие неожиданные ситуации?
В самом начале этой заметки я привел две цитаты из новой, еще незавершенной книги Александра Лобка «Картография внутреннего детства». Фрагменты этой интереснейшей работы можно посмотреть здесь http://allobok.ru/?page_id=85, очень рекомендую!
И очень хочется узнать, уважаемые читатели, какие неожиданные ситуации в общении с детьми возникали у вас? Как Вы ОБЩАЕТЕСЬ с детьми?