Давайте знакомиться снова
Особое место в образовательном процессе уделяется этапу знакомства. Все начинается с установления отношений между всеми его участниками. Поэтому форма и качество знакомства будут влиять на весь процесс, что непременно отразится и на содержании.
Очевидно, например, что обычная поверхностная перекличка определяет в группе отношения, которые отметают право представлять себя самому, провоцируют некоторых смеяться над именем другого, подменяют личностный подход формальным. С результатами такого замыленного знакомства очень трудно работать дальше: вероятность того, что заложенная на этом этапе модель отношений останется в группе навсегда, очень велика.
Также знакомство не ограничивается парой-тройкой часов с момента встречи. Этого времени достаточно лишь для того, чтобы обратить внимание друг на друга, осмотреться, немного освоиться. Знакомство продолжится и дальше, на следующих этапах образовательного процесса. Только уже на новом, более глубоком уровне.
Вот пример формы, позволяющей участникам глубже познакомиться. Она называется «Линейка». Методика эта очень хорошо описана в книге доктора Димы Зицера «Азбука НО». Доктор Зицер – педагог, режиссер, основатель и руководитель Института неформального образования, автор и ведущий педагогических программ в России, Израиле, США, представитель и популяризатор гуманистического подхода в образовании. К его богатому опыту и прогрессивным концепциям мы будем достаточно часто обращаться в блоге.
Итак, для начала нарисуем на доске или на длинной полосе бумаги (можно склеить три-четыре листа ватмана) горизонтальную линию координат и отметим на ней годы: с края – год, примерно соответствующий году рождения самого старшего из участников (так, если самому старшему двадцатьодин год, первая дата– 1990 год). Далее через равные промежутки отметим на линии 1995 год, затем 2000, 2005 и так далее до нынешнего года. Теперь предложим участникам отметить на этой линии три даты, три события, оказавших наибольшее влияние на их личность. Каждый выбирает те события, которые он сам хотел бы и готов представить группе, и пишет свое имя и пару слов о событии в той точке на линии времени, которая соответствует хронологии (например, если событие произошло в 2001 году, то участник пишет между 2000 годом и 2005-м). Событием считается то, что сам участник под этим понимает. Это может быть как важный факт биографии, так и какая-нибудь мелочь, случайная встреча или отрывочное воспоминание.
Здесь следует обратить внимание участников на три момента:
- Выбирая даты, лучше воздержаться от соблазна указать свой день рождения, так как это событие от нас не зависело, да и воспоминаний о нем у нас скорее всего не сохранилось.
- Указывая дату и описание на линии, можно выбрать степень подробности, то есть указать только год или точную дату, оставить пару слов о событии или короткую зарисовку-символ.
- После того, как все участники нанесут на линию даты, каждому будет предоставлена возможность рассказать о тех событиях, которые за этими датами скрываются, причем выбор, насколько этот рассказ будет подробным, остается за самим участником.
Далее ведущий зачитывает имена участников «с листа», продвигаясь в хронологическом порядке по линии времени, и предлагая каждому рассказать о том, что именно произошло в ту или иную дату. Естественно, ведущий в зависимости от «пульса» группы задает определенные рамки разговора, его тон, глубину и т. д. По завершении взаимодействия можно предложить участникам закрепить пройденный материал: ведущий называет одно из проговоренных событий или его фрагмент, а участники в ответ произносят имя автора.
Кроме того, знакомство с помощью «Линейки» можно продолжить. Устремив линию в бесконечность, появляется уникальная возможность помечтать вместе.Подумать и отметить на линейке те события, наступление которых хотелось бы приближать и видеть в будущем. Здесь можно указать и ориентировочное время «сбычи мечт».
Команда нашего проекта использовала «Линейку» для знакомства в начале работы.
Несмотря на то, что все друг друга знают уже не первый день, было очень интересно. Ведь к знакомству можно прибегать регулярно, чтобы переходить на новые уровни познания окружающих и себя.